среда, 10 декабря 2014 г.

Проектный метод? Проектный метод!


Я хочу представить вам свою систему работы:
 «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Цели: 
Создание психолого-педагогических условий для развития конкурентоспособной личности при формировании компьютерной компетентности школьников. 
Изучение влияния идей метода проектов на познавательное и личностное развитие учащихся в курсе изучения информатики и информационных технологий в средней школе.     



Как известно, современная стратегическая линия образования – это отказ от передачи готовых знаний; это создание условий и механизмов саморазвития, самореализации и самовоспитания, личностного и профессионального становления человека.
 Поэтому при формировании компьютерной компетентности школьников очень важно учителю не просто передать им свои знания и умения, а найти и подобрать такие педагогические методы, которые позволили бы развиваться ребенку как личности.
В настоящее время учителю необходим поиск новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:
- обеспечить высокий уровень знаний учеников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;
- развивать каждого ученика как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами;
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
- формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
- научить учащихся грамотно работать с информацией.                                 

На мой взгляд, проектный метод в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. А известная пословица «Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это, и это станет моим навсегда» как нельзя полно характеризует метод проектов.
Несмотря на то, что учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, он обязан работать во благо развития ребенка. Именно поэтому одним из основных методов моей педагогической  деятельности является  метод проектов.
Метод проектов я использую как при изучении базового курса информатики и на уроках информационных технологий, так же на факультативных занятиях и во внеклассной работе по предмету.
В базовом курсе информатики есть разделы, в которых работа над проектом успешно идет параллельно с изучением нового материала, например, «Устройство компьютера», «Системы счисления»,  «Моделирование и вычислительный эксперимент» и другие.
В ходе изучения темы «Графическая информация и компьютер» после разбора теоретического материала я предлагаю учащимся выполнить проектные задания по темам: «Герб школы», «Герб моей семьи», «Чертеж дома моей мечты», «Поздравительная открытка».  На уроке часто приходится использовать групповую форму работы, т.к. ученики редко сидят за компьютерами по одному, поэтому им приходится решать, кроме образовательной и коммуникативную задачу. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа.
 Так же при изучении темы «Текстовая информация и компьютер» простое выполнение тренировочных упражнений в текстовом процессоре MS-WORD я заменяю творческими заданиями и проектами.
Подобные работы позволяют детям осознать не только преимущества работы с электронным текстом, они видят возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике. В «режиме выполнения проекта» и знаний, и удовольствия дети получают намного больше. По итогам работ с данными проектными заданиями организуется выставка работ учащихся и издается литературный альманах.
Как правило, в классах информационно-технологического профиля большое внимание уделяется освоению работы в различных приложениях. При создании компьютерных презентаций в приложении MS Power Point, детям предлагаю выполнить проект, в котором освещалась бы одна из тем любого школьного курса. В этом случае ученики получают оценку не только по информационным технологиям, но и по выбранному предмету.
Успешно используется мной проектный метод и при изучении тем: «Технология работы в компьютерных сетях. Разработка Web-сайтов». Сегодня требования времени таковы, что любой образованный человек должен уметь использовать в своей работе возможности сети Интернет и Интернет – технологий. После изучения темы «Основы языка гипертекстовой разметки документов» учащиеся также получают задание-проект. Оно заключается в создании небольшого по объему сайта (5-7 Web-страниц) на тему «Жизнь нашего учебного заведения». На этом же этапе учащиеся при желании могут создать собственную Web-страничку.
Надо отметить, что в форме проекта очень удобно организовывать повторение и особенно обобщающее повторение в конце учебного года. На этих уроках школьникам на выбор предлагаю такие темы проектов как: «Мое видение будущей профессии», «Я – взрослый человек». И эти работы ученики выполняют с большим удовольствием.
  Многие школьники проявляют огромный интерес к информатике и информационным технологиям. Факультативные занятия позволяют им получить углубленные знания по различным темам, выполнить проектные задания более высокого уровня, чем на уроках, подготовиться к участию в городских, краевых, всероссийских и международных олимпиадах, конференциях и конкурсах.
 При проведении «Недели  информатики» одной из самых интересных работ стал проект «О вреде курения», выполненный так же группой учащихся 10-11 классов.
Анализируя свой опыт работы с применением проектного метода, я пришла к выводу о необходимости расширения возможностей его использования.
Для учеников, выполняющих проекты, я разработала руководство,  в котором кратко объясняется суть данного метода, перечисляются типы проектов и указываются этапы работы над проектом. Руководство содержит памятку для работы с дополнительной литературой, так же указаны требования, предъявляемые к проектной работе, критерии оценок. Здесь же имеется паспорт учебного проекта, график консультаций, лист контроля прогресса проектной деятельности. Для оформления письменного отчета разработаны памятки отдельно по возрастным группам. Общая оценка за проект, как правило, складывается из следующих оценок: качество самой проектной работы, качество письменного отчета, оценка публичной защиты.
Публичная защита является очень важной частью метода проектов, именно она позволяет учащимся обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе работы. При этом формы проведения защиты проекта могут быть самые разные: классический семинар, круглый стол, пресс-конференция, игра.
Большинству учащихся такая форма работы нравится, она повышает их учебную мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, занимают призовые места. 
Главным результатом своей работы я считаю не цифры статистики и не столбики мониторинга, а успешность своих учеников, их интерес к предмету, желание самостоятельно «добывать» знания. Ведь известно, что человека нельзя научить, он учит сам себя. Еще Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что «ученик не пробирка, которую надо наполнить, ученик – это факел который надо зажечь!».


Комментариев нет:

Отправить комментарий